Многие считают,
что заправить автокондиционер, так же просто, как и бензин в
бак. И то и другое называют «заправка», но разница, примерно такая
же,
как принять таблетку аспирина, и сделать внутривенную инъекцию.
Прежде, чем говорить о заправке, попробуем разобраться, чем же мы
заправляем автомобильный кондиционер, или, что такое хладагент.
Холодильный агент (хладагент) рабочее вещество холодильной машины,
которое при кипении и в процессе изотермического расширения отнимает
теплоту от охлаждаемого объекта и затем после сжатия передаёт её
охлаждающей среде за счёт конденсации.
Автокондиционер – это холодильная машина парокомпрессионного
типа с замкнутым циклом. Сжимаясь при помощи компрессора, охлаждаясь в
конденсаторе, расширяясь в дросселе или ТРВ, испаряясь в испарителе,
хладагент в ней не расходуется, в процессе работы, он лишь меняет
фазные состояния. Хладагенты принято обозначать буквой R#. Числа и
буквы, стоящие на месте идентификационного номера, определяют
молекулярную структуру холодильного агента. Например, хладагент R134a,
который используется в автомобильных кондиционерах, имеет 1 атом
углерода, 3 атома водорода, 4 атома фтора, а суффикс «a» показывает,
что это - изомер — тетрафторэтан.
Химическая формула нового хладагента R1234yf - СН2=CFСF3 (2,3,3,3-тетрафторпропан). Он относится к гидрофторолефиновым хладагентам (HFO), которые, как и фреон R134а, состоят из атомов водорода, фтора и углерода, но, в отличие от R134а, имеют одну двойную связь между атомами углерода.
Качество хладагента определяется только его химической чистотой. Если завод гарантирует 99% чистоту, и это подтверждается результатом газоанализа, то этот хладагент качественный, и не важно, где он изготовлен, в Европе, Америке или Китае… Проблема в том, что на рынке, в баллоне с надписью «Refrigerant R134a», часто продают самые невероятные смеси газов. Цены, как правило, значительно ниже, соответственно ниже и стоимость заправки, но последствия могут быть весьма неприятными: от потери производительности автокондиционера, до выхода всей системы из строя, по причине несовместимости с полиэфирным маслом. Масло, либо свертывается, либо коксуется, намертво загрязняя систему нерастворимым шлаком. Промыть такую систему не возможно, надо менять и трубопроводы, и компрессор, и конденсор и фильтр , и испаритель.
Но, качественный хладагент – это ещё не всё. Не менее важна чистота
самой системы автокондиционера, то есть отсутствие в ней воздуха, грязи и влаги. Если
система загрязнена, необходима прочистка, а воздух, удаляется в
процессе вакуумирования, перед заправкой.
Ещё один фактор качественной заправки автокондиционера – точное количество заправляемого
хладагента (фреона).
Заводы изготовители рекомендуют соблюдать заправочные объёмы, с
точностью 10-20г. Если фреона в системе не достаточно, скорость
потока линии всасывания, падает, масло оседает в испарителе и деталях
трубопровода, компрессор работает в режиме масляного голодания и
неизбежно выходит из строя, попутно загрязняя систему продуктами
износа.
При перезаправке, излишки хладагента заполняют конденсор (радиатор кондиционера), площадь
теплообмена снижается, давление конденсации растёт, что тоже приводит к
аварийному режиму. К тому же любые отклонения от нормы заправки снижают
производительность и уже, поэтому не желательны.
Я уже вскользь упоминал о масле в системе автокондиционера. Масло
не участвует в холодильном цикле и служит только для смазки подвижных
деталей компрессора. Оно циркулирует по системе вместе с фреоном, и
должно полностью в нем растворяться. С хладагентами R134a и R1234yf, применяется
только синтетическое масло (PAG или POE) и его количество, должно точно
соответствовать объёму, рекомендованному заводом изготовителем. При
аварийных утечках, хладагент уходит из системы вместе с маслом, и если
при заправке не восстановить его объём, компрессор будет работать в
режиме аварийного износа. Последствия, я думаю, понятны всем.
Итак, подведём итоги, что же нужно для качественной заправки фреоном автомобильного кондиционера:
1 Диагностика автокондиционера – позволяет определить состояния узлов и деталей кондиционера и системы управления, отсутствие утечек хладагента, отсутствие посторонних примесей (вода, грязь, эмульгированное и загрязнённое масло)
2 Вакуумирование системы.
3 Точное дозирование заправляемого хладагента.
4 Контроль количества масла в системе.
5 Контроль рабочих параметров автокондиционера после заправки и при необходимости их коррекция.
Вот и получается, что качественно заправить автомобильный
кондиционер, может только подготовленный специалист, работающий с
автоматической или полуавтоматической заправочной станцией, имеющий в
своём распоряжении диагностическое оборудование, качественный
хладагент (фреон) , и рекомендованное полиэфирное масло.
Доверяйте профессионалам…