Для нормальной работы автокондиционера, в системе не должно быть никаких примесей, только определённое количество хладагента и масла, для смазки компрессора. Если система загрязнена, какими, либо примесями, необходима прочистка.
Обычно, сервисы предлагают промывку системы автокондиционера, но это не совсем верно. В ряде случаев, если система загрязнена незначительно, предпочтительнее продуть систему азотом, и заменить фильтр осушитель.

Система промывается специальными сольвентами или промывочными фреонами, чаще всего R141b, R225, R144, но после промывки их очень не просто удалить из системы. Температура кипения R141b, при атмосферном давлении +30℃, у сольвентов и того выше, поэтому из теплообменников (испаритель и конденсор), имеющих параллельные схемы потока и множество «мёртвых» зон, промывочные жидкости можно удалить либо нагрев их свыше +40℃, что не всегда возможно, либо многократным длительным вакуумированием системы, что чаще всего игнорируется.

Если система сильно загрязнена, без промывки не обойтись, но и в этом случае испаритель и конденсор лучше не промывать, особенно конденсор (он же конденсатор, он же радиатор кондиционера). В конденсоре и фильтре оседает основная масса загрязнений, а с 2005г. на большинстве автомобилей эти детали интегрированы в одну, то есть конденсор содержит в себе и фильтр – осушитель. Теперь их очень удобно менять одним махом. Кстати, по технологии заводов изготовителей, при замене компрессора, если система загрязнена продуктами износа, замена конденсора и фильтра, обязательна.

Допустим, мы меняем заклинивший компрессор автокондиционера. Система сильно загрязнена, в трубках полно алюминиевой стружки, а масло, больше похоже на мазут. При замене компрессора, фильтр осушитель и конденсор меняются по умолчанию, расширительный клапан (ТРВ) удаляется из промывочного контура, по технологии, что же остаётся? Трубопроводы и испаритель, который промыть очень сложно, а количество загрязнений минимально, по сравнению с другими участками системы. Поэтому, вместо промывки всей системы, мы, часто предлагаем альтернативный вариант:

- Промыть трубопроводы.

- Продуть сухим азотом испаритель.

- Промыть или заменить расширительный клапан.

- Врезать дополнительный фильтр в жидкостную линию.

В этом случае вероятность того, что в системе останутся промывочные жидкости, минимальна, а дополнительный фильтр гарантированно очистит систему от возможных остатков загрязнений. Теперь, когда на сервисе вам предложат промыть «систему» на новейшем оборудовании, за 900$, подумайте, может дешевле заменить трубки и испаритель, ну а всё остальное и так придется менять.
Существует один, специфический вид загрязнения системы автокондиционера, о котором следует рассказать отдельно - так называемый «кокс». Это твердая, пористая масса серого цвета с резким, едким запахом, плотно заполняет всю систему, её не возможно ни продуть, ни промыть, - надо менять ВСЁ. При соприкосновении с кислородом воздуха, дополнительно окисляется, с выделением едкого дыма, а иногда и коптящего пламени. Причина, банально проста – заправка автокондиционера «левым» хладагентом неизвестного состава. Изготовлена эта адская смесь китайскими умельцами, попадает к нам в баллонах с безобидной надписью R134a, а заправляют её, как правило, придорожные «мастера» незадорого и без всяких гарантий. Какое- то время после такой заправки кондиционер нормально работает, и даже неплохо «холодит». Проходят дни, а иногда и недели, компрессор начинает «шуметь», а потом и намертво клинит, при вскрытии вырисовывается безрадостная картина полного краха системы.

Заправлять кондиционер, необходимо только в специализированном сервисе, где качество хладагента сертифицировано, а качество работ подтверждено гарантийным талоном. Подробнее об этом на страничке «заправка хладагентом».

Вы, уже наверное поняли, что прочистить систему кондиционера от загрязнений, быстро и дёшево, не получается. Как же избежать загрязнения системы автомобильного кондиционера? Вот несколько простых советов:
Если система автомобильного кондиционера заправлена оптимальным количеством хладагента и масла, в ней отсутствуют вода, воздух и другие примеси, степень сжатия компрессора в пределах 6-8, а утечки хладагента минимальны, то автокондиционер может нормально работать много лет без всякого дополнительного сервиса. Но на практике, так происходит далеко не всегда. По природе своей, холодильная система с сальниковым компрессором и разъёмными соединениями не может быть абсолютно герметичной. Утечки хладагента неизбежны, и, как правило, каждые 2-3 года автокондиционер нуждается в дозаправке или полной заправке. Датчики давления отключают систему, только при полном отсутствии хладагента (обычно 1.8-2.3бар) и не реагируют на его уменьшение. Когда в системе остаётся 20-30% хладагента, скорость потока резко падает, масло оседает на стенках трубок и теплообменников, и компрессор начинает работать в режиме масляного голодания. Компрессор начинает шуметь, а затем «клинит», загрязняя систему продуктами износа. Проще и дешевле раз, в 2-3 года сделать диагностику автокондиционера, а при необходимости, дозаправку, чем менять компрессор, фильтр, и промывать всю систему. Не думайте, что с кондиционером ничего не произойдёт, если вы не будете его включать. Необходимо помнить, что на большинстве автомобилей, во избежание запотевания стёкол, кондиционер включается по умолчанию всегда, когда установлен режим обдува «на лобовое стекло», даже, если работает отопитель.

Часто, при сложном ремонте двигателя, при проведении кузовных работ, при ремонте «печки», возникает необходимость разгерметизации системы кондиционера, с демонтажем каких либо её частей. Если сразу после ремонта не восстановить герметичность системы автокондиционера, в неё неизбежно попадут вода, грязь, соль и другие примеси. И когда, с наступлением первых жарких дней, вы вспомните о кондиционере в вашем авто, его надо будет не просто заправить, а капитально ремонтировать. Проверяйте работоспособность кондиционера, после всех ремонтных работ на автомобиле, и не откладывайте на «потом» восстановление его работоспособности. «Потом» - будет долго и дорого.

О прочистке внешних поверхностей конденсора и испарителя в разделе - ремонт.